Приветствую Вас Гость | RSS

Философия

Суббота, 19.07.2025, 10:58
Главная » Статьи » Мои статьи

В категории материалов: 17
Показано материалов: 11-17
Страницы: « 1 2

Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам

Как понятия категории диалектики отражают всеобщие формы бытия, всеобщие свойства и связи действительности. Категория (греч. высказывание, обвинение) представляет собой общее фундаментальное понятие, как выражение наиболее существенных закономерных связей и отношений реальной действительности и познания. Категории воспроизводят свойства и отношения бытия и познания во всеобщей и наиболее концентрированной форме. Как в мире все взаимосвязано, так и категории выстраиваются в определенную систему понятий. Есть понятие принципа, который так же близок по функциональным свойствам к категориям. Принцип выступает как: 1. предположение, предпосылка, 2. руководящая идея, правило поведения, 3. как утверждение, 4. как знание и совокупность определенных требований. Категория выстраивается и рассматривается в том порядке, как шел процесс познания действительности и как он углублялся.

Закон – внутренняя существенная и устойчивая связь явлений, обуславливающая их упорядоченное изменение. На основе закона возможно достоверное предвидение течения процесса. Понятие закона близко к понятию закономерности, которая представляет собой совокупность взаимосвязанных по содержанию законов, обеспечивающих устойчивую тенденцию или направленность в изменениях системы. Вместе с тем закон выражает одну из сторон сущности. Одни законы выражают функциональную взаимосвязь между свойствами объекта (например – массы и энергии), другие – взаимосвязь между самими материальными объектами в больших размерах системы (например законы гравитационных и электромагнитных взаимодействий), между самими системами либо между различными состояниями или стадиями в развитии системы.

Виды законов:

1. Частные, или специфические законы выражают связь между конкретными физическими, химическими или биологическими свойствами тел.

2. Общие законы выражают связь между универсальными свойствами тел.

3. Всеобщие законы выражают взаимосвязь между универсальными свойствами и атрибутами материи.

Виды закономерностей:

Статистическая и динамическая закономерности – формы проявления закономерной связи между предшествующими и последующими состояниями систем.

Динамическая закономерность – форма причинной связи, а также связи состояний, при которой данное состояние системы однозначно определяет все ее последующие состояния, в силу чего знания начальных условий дает возможность точно предсказать дальнейшее развитие системы.

Динамическая закономерность действует во всех автономных, мало зависящих от внешних воздействий системах с относительно небольшим числом элементов. Она определяет, например, характер движения планет в Солнечной системе.

Статистическая закономерность – форма причинной связи, при которой данное состояние определяет все ее последующие состояния неоднозначно, а лишь с определенной степенью достоверности, являющейся объективной мерой возможности реализации заложенных в прошлом тенденций изменения.

Все явления в мире подчиняются определенным законам, т.е. все детерминировано, обусловлено объективными законами. В природе законы реализуются бессознательно, в результате объективного взаимодействия материальных тел. В обществе все социальные законы реализуются благодаря субъективному фактору сознательной целенаправленной деятельности людей.

Причинность – генетическая связь между отдельными состояниями видов и форм материи в процессах ее движения и развития. Возникновение любых объектов и систем и изменение их свойств во времени имеют свои основания в предшествующих состояниях материи, эти состояния называют причинами, а вызываемые ими изменения – следствиями. Сущность причинности – порождение причиной следствия. Диалектический материализм отвергает «диалектическое толкование» причинности как субъективной «упорядочивающей» категории познания, либо как проявления «объективного духа», «идеи». Каузальность (лат. – причинный), то же, что и причинность.

Связь – взаимообусловленность существования явлений, разделенных в пространстве и во времени. Связь классифицируют по формам движения материи, по формам детерминизма, по их силе, по характеру, по направлению действия, по типу процессов, по содержанию.

Мои статьи | Просмотров: 696 | Добавил: zebit | Дата: 07.11.2009 | Комментарии (0)

Мир сложен и изменчив, к нему надо подходить как к явлению всеобъемлющего характера, находящегося в развитии.

Противоречие диалектическое – взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон объекта или системы, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и развитии объективного мира и познания.

Существует несколько ступеней понятия диалектического противоречия: различие, поляризация, столкновение и антагонизм.

Формы диалектического противоречия: основные и не основные, существенные и несущественные, внутренние и внешние (по разному влияющие на развитые системы), антагонистические и неантагонистические.

Понятие диалектики (с греч. искусство вести беседу, рассуждать) употреблялось в истории философии в разных значениях. Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаружения истин путем столкновения противоположных мнений, способ ведения ученой беседы, ведущей к истинным определениям понятий. Платон называл диалектикой логический метод, с помощью которого на основе анализа и синтеза понятий, производится познание истинно сущего – идей, т.е. движение мысли от низших понятий к высшим (восхождение к истине). Аристотель определял в своей философии диалектику как способ доказательства путем вывода из исходных положений. В средние века диалектика определяется как искусство различения истины и лжи (через Бога). Кант считал диалектику иллюзионным путем, неистинным, обманчивым в поисках истины. Гегель дает определение диалектике как методу мышления и познания, как учению о самодвижении понятия, причем в развитии находится прежде всего не мир, а абсолютная идея. Материалистическая диалектика выступает как учение о развитии реального мира (природы, общества и мышления). Под структурой диалектики понимается относительно устойчивый способ связи элементов целого, при этом характер связи может быть более слабым (когда элементы могут существовать как самостоятельные хотя и теряют в связи с целым ряд своих свойств) и более сильным (в отрыве от целого такие элементы не могут существовать, например, биологический организм).

 

Закон перехода количественных изменений в качественные. Категории закона: «свойство», «качество», «количество», «мера», «скачок».

Свойства объекта проявляются в ходе его взаимодействия с другими объектами. Каждый материальный объект имеет много свойств, как существенных, так и менее существенных, внутренних и внешних. Свойства не полностью раскрывают природу объекта, а только одну из его сторон, поэтому свойство можно определить как частичное выражение качества. Только категории качества и количества раскрывают природу объекта и его определенность.

Качество есть совокупность свойств, указывающих на определенность объекта, при утрате существенных свойств данный объект превращается в другой, отличающийся от первого. Количество есть совокупность свойств, указывающих на размеры и величину объекта. Качество и количество неразрывно связаны друг с другом, предел, до которого это единство существует, образует меру.

Изменение количества происходит непрерывно, изменение качества всегда происходит в виде прерыва непрерывности – в виде скачка. Скачок есть форма перехода одного качества в другое, когда постепенное количественное изменение прерывается и происходит переход количественных изменений в качественные. Существуют следующие виды скачков: взрывные, когда качество изменяющегося предмета преобразуется быстро и полностью, и постепенные, когда происходит последовательное, медленное отмирание элементов старого качества и накопление элементов нового качества.

 

Закон отрицания-отрицания. Категории закона: «диалектическое отрицание», «отрицание отрицания». Разрешение противоречий осуществляется через отрицание одних качественных состояний объекта другими, потому что в процессе развития утверждение нового всегда сопровождается трансформацией старого. Диалектика состоит в том, что через отрицание утверждается новое. Старое продолжает существовать в новом, но в снятом, т.е. превращенном и измененном виде. Эти и есть диалектическое отрицание. Зако

Мои статьи | Просмотров: 1349 | Добавил: zebit | Дата: 07.11.2009 | Комментарии (0)

Наблюдая окружающий мир, сталкиваясь с ним в практической деятельности, человек замечает, что он представляет бесконечное множество различных предметов и явлений, качественно отличающихся друг от друга. Но при всем этом многообразии обнаруживается, что предметы и явления имеют общие черты, позволяющие вычленить из множества различные типы, классы, роды и виды этих предметов. Есть ли в предметах и явлениях окружающего мира общие свойство, присущее всем, единая основа, единая субстанция.

Философы решают этот вопрос по разному.

Идеалисты выводят единство мира из сознания, из психического, идеального. Объективные идеалисты считают, что в основе мира лежит абсолютный дух, что мир – это воплощение духовного начала. Платон, например, говорит: «Материя происходит от Бога, и содержит его в себе». По Гегелю мир и природа являются порождением абсолютной идеи, природа есть «идея в форме инобытия», «погружение понятия во внешность». Субъективные идеалисты сводят единство мира к сознанию, воле субъекта.

Материалисты считают, что единство мира состоит не в его бытии, а в его материальности, а эта последняя доказывается длинным развитием философии и естествознания. Все естествознание пронизано попытками доказать материальное единство мира.

Важнейшие из них:

1. Открытия Коперника, Галилея, Ньютона о гелиоцентрическом строении солнечной системы

2. Закон Ньютона, посвященный всемирному тяготению, оказавшийся общим для всех материальных тел и их комплексов, обладающих массой покоя.

3. Законы сохранения и превращения энергии, клеточная теория и теория Дарвина указали на наличие общих закономерностей в развитии природы.

4. Астрофизика, основываясь на спектральном анализе, показала, что на других планетах солнечной системы присутствует ряд химических элементов, что и на Земле. Это доказывает общность и единство космических тел.

5. Периодическая система Менделеева отражает единство материи, согласно которому свойства химических веществ и соединений находятся в зависимости от величин их атомных весов.

6. Общие для всех областей законы сохранения массы, энергии, импульса, зарядовой частоты, барионного заряда, изотопического спина, странности и др.

7. Открытый современной наукой факт взаимопревращения элементарных частиц, согласно которому любая элементарная частица может превратиться в любую другую, основой которой являются, как полагают физики, кварки, и представителем элементарной частицы в их взаимодействиях выступают кварки.

Существует огромное количество определений материи:

Гегель, например, определяет ее так: «Материя есть абстракция, которая как таковая не может быть нами воспринята. Можно поэтому сказать, что не существует вообще материи, ибо она существует как нечто определенное, конкретное».

Итак, философским определением понятия материи примем определение «материя – философская категория объективной реальности, данная человеку в его ощущениях, которая обладает свойством рефлексии, существуя вне, до и независимо от сознания человека».

К этому определению материи можно сделать дополнение, что в современном естествознании она может восприниматься как некое «мертвое вещество», являющееся противоположным понятием жизни, душе и духу. В современной физике материя – обозначение некоторой особой точки поля. В современной теории поля не существует некоторой посредствующей субстанции, и каждая сила создает «поле», распространяющееся по способу континуума и действующее на любое тело, помещенное в данное поле. Пустое само по себе пространство обладает единственным свойством содержать в себе поля. По трем видам сил, известным в настоящее время поля делятся не гравитационное (силы тяготения больших масс), электромагнитные (силы притяжения и отталкивания заряженных или магнитных тел) и поля ядерных сил (нуклонов ядра). Поскольку всякая энергия есть некая масса, всякая масса есть некая энергия, то и поле представляет собой определенную массу, например электромагнитное поле, создаваемое электроном. Таким образом, напряженность поля – единственная физическая реальность. Материя в данном случае – сингулярность поля (узлы поля).

 

Движение – в самом общем значении – способ существования материи, ее атрибут, любое взаимодействие материальных тел и объектов.


Мои статьи | Просмотров: 1323 | Добавил: zebit | Дата: 07.11.2009 | Комментарии (0)

 

Медитативные – реально-последовательное использования технических приемов, умственных действий для возрастающего освоения и постижения своего «Я» и окружающего мира посредством высших психических сил, чувств и рациональных способов познания.

Научные – роль их очевидна, укажем лишь способы:

экспериментальные и теоретические, эмпирические и логические, концептуальные и модельные, структурно-функциональные и историко-эволюционные, детерминистические и/или стохастические (вероятностные), системные, математические и метаматематические.

Технические (часто относятся к научным) – специфической целью которых является опредмечивание в естественном или искусственном материале человека.

Художественные – целью этих форм постижения бытия является постижение бытия и содержания мира в неразрывной связи с бытием и содержанием Художника, его мироощущением и мироотношением. Достижение этой цели требует специальных видов искусства – музыки, живописи, поэзии, литературы, особых средств постижения – чувственных, медитативных, рациональных и профессиональных, философских, научных и особых средств реализации.

Философские средства постижения бытия: а) чувственные, медитативные, рациональные, созерцательные, деятельностные, эмпирические, логические, б) категории, принципы, законы и концепции, метафизика и диалектика, исследования, средства и уровень обобщения которых собственно и делает их философскими, в) опытные и теоретические, индуктивные и дедуктивные средства, г) детерминистические и/или стохастические, д) аналитические, синтетические, редукционистские и системные средства.

Религиозные – направлены на откровения в виде высших – непреложных, непостигаемых разумом Истин (Бога, Будды, пророка Мухаммеда), их фиксацию – в виде вероучений и священных книг, на веру в откровения, на религиозную терпимость, на откровения – как средства постижения, на признание медитативных и чувственных форм постижения в качестве фундаментальных, а рациональных – как вторичных, и на глубоко системную природу религии как общественной формы сознания.

Мифологические – направлены на праметодологию объяснения фактов. Мифы исторически воспринимаются как истоки реки познания.

Народные (демологические) – направлены на реализацию народной науки в виде народной медицины, агрономии, метеорологии, рудознатства, этики, народной техники, искусства и философии в виде народной мудрости.

Парапсихологические (экстрасенсорные) имеют дело с телекинезом, кожным зрением, телепатией, ясновидением, полтергейстом, барабашками J, левитацией, чтением судьбы по фотографиям и так далее.

Эзо- и экзотерические формы – внешние (общедоступные) и внутренние (тайные, доступные посвященным) методы медитативной психотехники.

Мои статьи | Просмотров: 3186 | Добавил: zebit | Дата: 07.11.2009 | Комментарии (0)

Понятие «объект» включает в себя любой объект постижения (как материальный, так и идеальный, покоящийся или изменяющийся). Следовательно объектом является также и такие понятия как «истина», «ложь», «мысль» и «мысль о мысли».

Бытие (существование) означает покоиться или изменяться. В плане признания или неприятия покоя и изменения в истории философии реализовались все 4 логически допустимые возможности:

1. Кратил из Афин признавал реальность только одного движения – известно  его возражение Гераклиту: «В одну реку нельзя войти и единожды».

2. Зенон Элейский обосновывал представления Парменида о едином и неподвижном бытии своими апориями (Дихотомия, Ахилл, Стрела, Стадии и т.д.) и доказывал иллюзорность движения и реальность только одного покоя.

3. Большинство философов (Демокрит, Платон, Гегель и др.) признавали реальность и покоя и движения.

4. Философия мадхьямиков отрицает реальность и покоя и движения, считая, что все – ничто, существует только шунья – пустота.

Урманцев в 1974 году в книге «Симметрия природы и природа симметрии» подытоживая, признает, что «равное и неравное, тождественное и различное, сохраняющееся и изменяющееся, покоящееся и движущееся, симметричное и асимметричное, истина и ложь одной теории относительно одной совокупности преобразований могут оказаться и часто оказываются – неравным и равным, различным и тождественным… ложью и истиной другой теории относительно другой совокупности симметрических преобразований». Это означает, что в одних – несовпадающих отношениях и покой и движение относительны, в других – абсолютны и при смене отношений покой может стать движением. Их взаимная превращаемость указывает на качественно одну и туже основу – на покой и движение, как на два явления единой сущности. И эта единая основа и есть существование. Именно поэтому существовать – значит покоиться и изменяться. Существование – есть существование-система, так как оно есть существование объектов (материальных, идеальных и идеально-материальных).

«Субъективная реальность – это реальность идеальных систем разной иерархии (восприятии, ощущений, представлений, понятий, суждений, умозаключений, озарений – человека, гипотез, концепций, теорий – науки, художественных образов – искусства, картин мира – философии, буддизма, христианства, ислама – религии, мифов – мифологии и так далее).

Каждая из этих социальных «организмов» – философия, искусство, наука, эзотерика и другие – в рамках субъективной реальности создает свою подсистему.

«Объективная реальность» – реальность материальных систем также разного иерархического ранга. Элементарных частиц, атомов, молекул, кристаллов, планет, звезд, их систем, организмов, их сообществ и биосферы в целом.

«Субъективно-объективная реальность – реальность субъективных и одновременно объективных систем разного ранга – разного рода социумы, начиная с человека и заканчивая Человечеством в целом, включая различные социальные институты.

Так, человек как духовная личность (субъект) принадлежит субъективной реальности, как функционирующая материальная система – объективной, как целостная система – субъективно-объективной.

К субъективно-объективной системе также относятся общество как носитель общественного сознания и общественного бытия, а также отношения взаимодействия, одностороннего действия, «согласия» и «разногласия» между объективной и субъективной реальностями и законы композиции – условия, подчиняясь которым эти отношения реализуются. Эти отношения и эти законы не принадлежат ни объективной ни субъективной реальности, но они принадлежат – в виде признаков – области «пересечения» этих реальностей.

Таким образом, бытие – это первая по сложности  иерархо-неиерархическая система из трех подсистем (реальностей). Первая – так как все мыслимые и немыслимые системы являются ее подсистемами, иерархо-неиерархическая потому, что в ней реализованы отношения как внутри объективной и субъективной реальностей, так и отношения неиерархичности – между различными реальностями.

Постижение – процесс освоения, познания и изменения существующей и создания новой реальности.

Мои статьи | Просмотров: 543 | Добавил: zebit | Дата: 07.11.2009 | Комментарии (0)

Диалектика – (греч. искусство вести беседу) искусство аргументации, наука логики. Для Платона – высшая наука, метод познания идей. Учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески познающего мышления.

Методом в философии будем понимать путь исследования или познания, теорию, учение или способ построения и обоснования системы философского знания, совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Проблемой метода занимается методология науки.

Наукой, разделом философии, изучающей проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности, и исследующей всеобщие предпосылки познания, выявляющей условия его достоверности и истинности является гносеология (эпистемология, теория познания). Как философская дисциплина гносеология анализирует всеобщие основания, дающие возможность рассматривать познавательный результат как знание, выражающее реальное, истинное положение вещей.

Учение о явлении – феноменология, тоже играет значительную роль в развитии онтологии, экзистенциализма, логистики и вообще философии. Под явлением, часто встречающемся в совокупном понятии сущность и явление, следует понимать выражение предмета, относящееся к внешней форме его существования, в то время как сущностью полагая внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия.

Этика – (греч. привычка, обычай, нрав) философская наука, объектом изучения который является мораль, нравственность как форма общественного сознания. Этика выясняет место морали в системе других общественных отношений, анализирует ее природу и внутренние структуры, изучает происхождение и историческое развитие нравственности.

Эстетика – (греч. чувствующий) философская наука, изучающая два взаимосвязанных круга явлений: сферу эстетического как специфическое проявление ценностного отношения человека к миру и сферу художественной деятельности людей. Трактовка как философии искусства несостоятельна.

Мои статьи | Просмотров: 749 | Добавил: zebit | Дата: 07.11.2009 | Комментарии (0)

Миф – (греч. предание, сказание) архаические повествования о деяниях богов и героев, за которыми стояли фантастические представления о мире, об управляющих им богах и духах. Их изучением занимается мифология, рассматривая не только мифы как таковые, но и связанные с ними ритуалы, обряды, культы.

Религия – (лат. благочестие, набожность, святыня, предмет культа) мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование одного или нескольких богов, «священного», т.е. той или иной разновидности сверхъестественного.

Первоначально объектом религиозного отношения был реально существующий предмет, наделяемый сверхчувственными свойствами – фетиш, тесно связанный с магией, стремлением оказать влияние на ход событий в желаемом направлении при помощи колдовских обрядов, заклинаний и чувств. В дальнейшем приписываемые сверхчувственные свойства стали отделяться от него, превращаясь в самостоятельные существа – духи, возникла вера в самостоятельную по отношению к телу душу (анимизм), создалась возможность удвоения мира на реально существующий и потусторонний, сверхъестественный. Впоследствии возникает монотеизм – вся совокупность атрибутов множества богов переносится на одного бога.

И, наконец, человек формирует новый тип мировоззрения – философский. Что мы можем понимать под философией.

Философия – (греч. любовь к мудрости) форма общественного сознания, учение о принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир и место в нем человека, исследует познавательное, ценностное, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру.

 

Предмет и структура философии. Круг проблем. Основной вопрос философии. Материализм и идеализм.

 

Первой исторической формой философского мышления является натурфилософия (философия природы), по мере накопления частных научных знаний, выработки специальных приемов исследования идет процесс дифференциации нерасчлененного (синкретичного) знания, выделения математики, астрономии, медицины и других наук. Однако наряду с ограничением круга проблем, которыми занималась философия происходило развитие, углубление, обогащение собственно философских представлений, возникали различные философские теории и течения. Сформировались такие философские дисциплины, как онтология – учение о бытии, гносеология – теория познания, логика – наука о формах правильного (связного, последовательного, доказательного) мышления, философия истории, этика, эстетика. Т.к. философские исследования теоретических проблем частных наук не опиралось на достаточный для этой цели эмпирический материал (как правило, еще не накопленный), то оно носило абстрактный, умозрительный характер и его результаты часто вступали в противоречие в фактами.

Сейчас в пределах каждой частной науки есть различные уровни обобщения определенной сферы или аспекта бытия. В философском мышлении эти обобщения и становятся предметом анализа. Основным методом познания философии становится теоретическое мышление, опирающееся на совокупный опыт человечества, на достижения всех наук и культуры в целом.

Основной теоретический пункт всякого философского учения вопрос об отношении мышления к бытию, духовного к материальному, субъективного к объективному. Что чем порождается – материальный мир сознанием, духом или наоборот – такова первая сторона основного вопроса философии. Философы разделились на два больших лагеря сообразно тому, как отвечали на этот вопрос.

Сторонники идеалистического лагеря утверждали, что дух существовал прежде природы. Вопрос об отношении мышления к бытию предполагает и выяснение характера взаимоотношений между объектом и субъектом познания. Объектом познания в данном случае можно считать или бытие (материю) или сознание.

Материя – объективная реальность, существующая вне, до и независимо от сознания.

Сознание – одно из основных понятий философии, психологии и социологии, обозначающий высший уровень психической активности человека. Отражение реальности протекает в формах чувствительных и умственных образов. Фактически является совокупностью чувственных и умственных образов, для которой в нормальных условиях характерно в той или иной мере отчетливое знание того, что я являюсь тем, кто переживает эти образы (содержание сознания равно переживанию).

Мои статьи | Просмотров: 746 | Добавил: zebit | Дата: 07.11.2009 | Комментарии (0)

1-10 11-17