Мир сложен и изменчив, к
нему надо подходить как к явлению всеобъемлющего характера, находящегося в
развитии.
Противоречие диалектическое – взаимодействие
противоположных, взаимоисключающих сторон объекта или системы, которые вместе с
тем находятся во внутреннем единстве и развитии объективного мира и познания.
Существует несколько
ступеней понятия диалектического противоречия: различие, поляризация,
столкновение и антагонизм.
Формы диалектического
противоречия: основные и не основные, существенные и несущественные, внутренние
и внешние (по разному влияющие на развитые системы), антагонистические и
неантагонистические.
Понятие диалектики (с
греч. искусство вести беседу, рассуждать) употреблялось в истории философии в
разных значениях. Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаружения
истин путем столкновения противоположных мнений, способ ведения ученой беседы,
ведущей к истинным определениям понятий. Платон называл диалектикой логический
метод, с помощью которого на основе анализа и синтеза понятий, производится
познание истинно сущего – идей, т.е. движение мысли от низших понятий к высшим
(восхождение к истине). Аристотель определял в своей философии диалектику как
способ доказательства путем вывода из исходных положений. В средние века
диалектика определяется как искусство различения истины и лжи (через Бога).
Кант считал диалектику иллюзионным путем, неистинным, обманчивым в поисках
истины. Гегель дает определение диалектике как методу мышления и познания, как
учению о самодвижении понятия, причем в развитии находится прежде всего не мир,
а абсолютная идея. Материалистическая диалектика выступает как учение о
развитии реального мира (природы, общества и мышления). Под структурой
диалектики понимается относительно устойчивый способ связи элементов целого,
при этом характер связи может быть более слабым (когда элементы могут
существовать как самостоятельные хотя и теряют в связи с целым ряд своих
свойств) и более сильным (в отрыве от целого такие элементы не могут
существовать, например, биологический организм).
Закон перехода количественных изменений в качественные. Категории закона:
«свойство», «качество», «количество», «мера», «скачок».
Свойства объекта проявляются
в ходе его взаимодействия с другими объектами. Каждый материальный объект имеет
много свойств, как существенных, так и менее существенных, внутренних и
внешних. Свойства не полностью раскрывают природу объекта, а только одну из его
сторон, поэтому свойство можно определить как частичное выражение качества.
Только категории качества и количества раскрывают природу объекта и его
определенность.
Качество есть совокупность
свойств, указывающих на определенность объекта, при утрате существенных свойств
данный объект превращается в другой, отличающийся от первого. Количество есть
совокупность свойств, указывающих на размеры и величину объекта. Качество и
количество неразрывно связаны друг с другом, предел, до которого это единство
существует, образует меру.
Изменение количества
происходит непрерывно, изменение качества всегда происходит в виде прерыва
непрерывности – в виде скачка. Скачок есть форма перехода одного качества в
другое, когда постепенное количественное изменение прерывается и происходит
переход количественных изменений в качественные. Существуют следующие виды
скачков: взрывные, когда качество изменяющегося предмета преобразуется быстро и
полностью, и постепенные, когда происходит последовательное, медленное
отмирание элементов старого качества и накопление элементов нового качества.
Закон отрицания-отрицания. Категории закона: «диалектическое отрицание»,
«отрицание отрицания». Разрешение противоречий осуществляется через отрицание
одних качественных состояний объекта другими, потому что в процессе развития
утверждение нового всегда сопровождается трансформацией старого. Диалектика
состоит в том, что через отрицание утверждается новое. Старое продолжает
существовать в новом, но в снятом, т.е. превращенном и измененном виде. Эти и
есть диалектическое отрицание. Закон отрицания отрицания показывает направление
развития, выступая, как единство преемственности, как возврат к старому в
процессе развития. Принцип развития – основной принцип детерминизма, различные
типы универсальных связей, выраженные в законах и категориях.
Закон единства и борьбы противоположностей. Категории закона:
«противоречие», «противоположность», «единство противоположностей», «борьба»,
«тождество», «различие», «конфликт». Взаимодействие представляет из себя по сути
противоречие, т.е. отношение взаимосвязанных, но различных сторон, тенденций,
процессов в рамках одной системы, а именно действия и противодействия.
Противоположность двух объектов суть выявление сторон одного материального
образования с противоположным направлением изменения. Взаимодействие
противоположностей представляет противоречие или борьбу противоречий.
Противореча друг другу, противоположности не расходятся в органической связи, а
взаимопроникают друг в друга, образуя единства противоположностей. Противоречие –
есть единство и борьба взаимоисключающих и одновременно взаимоопределяющих
противоположностей. Противоположности не только не исключают друг друга, но и
совпадают между собой, между ними складываются отношения различия
(несущественные и существенные) и тождества. При развитии противоположности
противоречия переходят в стадию крайностей, где вступают между собой в
конфликт, переходят друг в друга, обуславливая этим разрешение противоречий.
Исторически сложились
альтернативные способы постижения мира – философского понимания связей и
развития: диалектический, догматический (метафизический), софистика и
эклектика.
Догматическое мышление слабо учитывает связи и
взаимодействие явлений, ему присущи разграничение и фиксация отдельных
элементов, свойств, сторон объекта, рассмотрение их как независимых друг от
друга.
Эклектический подход к действительности
заключается в субъективистском соединении противоположностей, избирательном
подходе к ним и к способам их соединения, это простое перечисление сторон
объекта, а не его всесторонний анализ.
Софистика возводит в абсолют или
преувеличивает ту или иную сторону момент, часть целого и в результате приводит
к неверным умозаключениям, придавая видимость доказательства недоказуемого.
Сложилось несколько подходов
к современному понятию диалектики. Для большинства русских и зарубежных
философов диалектика способна конкретно и адекватно отражать реальность,
помогать в решении сложных проблем современности. Первым шагом к созданию новой
формы диалектики должно стать исследование механизмов с которыми связано
развитие. При этом диалектика не противопоставляется другим методам, а
рассматривается в качестве одного из наличествующих в философском познании методов.
Представители другого
подхода к диалектике считают, что она себя полностью исчерпала, развитие теории
диалектики упирается в некоторые границы, и в существующей форме она способна
охватить лишь определенный жизненный материал, не все, а лишь определенную
часть бытия.
Третий подход к диалектике
связан с феноменологически-экзистенциальной традицией и представляет попытку
понять диалектику как выражение специфических особенностей сознательной жизни
субъекта и в этой связи его практическую деятельность.
Для Серена Кьеркегора важно
внутреннее повторение бытия человеком в его страданиях и в искуплении своей
вины.
Бергсон утверждает, будто
то, что предопределено, уже потенциально и совершенно. Появление новых форм, по
Бергсону, возможно не в силу объективных причинных отношений, но в силу
волевого импульса со стороны творческого начала. Неспособность механистического
детерминизма совместить свои установки с принципом развития проявляется также и
в свойственной ему концепции «круга причинностей», согласно которой время и
длительность суть формы «вечного возвращения» всего сущего на круги своя
(буддизм, Ф.Ницше).
Экзистенциальная диалектика (К.Ясперс). В основе данной
диалектики лежит представление о том, что бытие должно быть достигнуто
интуитивно. Интуиция в данном случае выражает ощущения, представление того или
иного явления. Бытие в экзистенциализме есть пребывание во множестве
пограничных ситуаций.
Теологическия диалектика (религиозная) рассматривает
все существование «тварного» мира как объясняющегося волей сверхъестественных
сил (Бога).
Диалектика интегрального
рационализма.
С позиции данной диалектики все процессы и явления объясняются с помощью
научных абстракций. При этом научные мысли (абстракции) представляют собой
мысли в движении. Они-то и составляют теорию познания.
Негативная диалектика Маркузе и Адорно
представляют собой эпистемологический анархизм как критику теории познания.
|