Понятие «объект» включает в
себя любой объект постижения (как материальный, так и идеальный, покоящийся или
изменяющийся). Следовательно объектом является также и такие понятия как
«истина», «ложь», «мысль» и «мысль о мысли».
Бытие (существование) означает покоиться или
изменяться. В плане признания или неприятия покоя и изменения в истории философии
реализовались все 4 логически допустимые возможности:
1. Кратил из Афин признавал
реальность только одного движения – известно
его возражение Гераклиту: «В одну реку нельзя войти и единожды».
2. Зенон Элейский
обосновывал представления Парменида о едином и неподвижном бытии своими
апориями (Дихотомия, Ахилл, Стрела, Стадии и т.д.) и доказывал иллюзорность
движения и реальность только одного покоя.
3. Большинство философов
(Демокрит, Платон, Гегель и др.) признавали реальность и покоя и движения.
4. Философия мадхьямиков
отрицает реальность и покоя и движения, считая, что все – ничто, существует
только шунья – пустота.
Урманцев в 1974 году в книге
«Симметрия природы и природа симметрии» подытоживая, признает, что «равное и
неравное, тождественное и различное, сохраняющееся и изменяющееся, покоящееся и
движущееся, симметричное и асимметричное, истина и ложь одной теории
относительно одной совокупности преобразований могут оказаться и часто
оказываются – неравным и равным, различным и тождественным… ложью и истиной
другой теории относительно другой совокупности симметрических преобразований».
Это означает, что в одних – несовпадающих отношениях и покой и движение
относительны, в других – абсолютны и при смене отношений покой может стать
движением. Их взаимная превращаемость указывает на качественно одну и туже
основу – на покой и движение, как на два явления единой сущности. И эта единая
основа и есть существование. Именно поэтому существовать – значит покоиться и
изменяться. Существование – есть существование-система, так как оно есть
существование объектов (материальных, идеальных и идеально-материальных).
«Субъективная реальность
– это реальность идеальных систем разной иерархии (восприятии, ощущений,
представлений, понятий, суждений, умозаключений, озарений – человека, гипотез,
концепций, теорий – науки, художественных образов – искусства, картин мира –
философии, буддизма, христианства, ислама – религии, мифов – мифологии и так
далее).
Каждая из этих социальных
«организмов» – философия, искусство, наука, эзотерика и другие – в рамках
субъективной реальности создает свою подсистему.
«Объективная реальность»
– реальность материальных систем также разного иерархического ранга.
Элементарных частиц, атомов, молекул, кристаллов, планет, звезд, их систем,
организмов, их сообществ и биосферы в целом.
«Субъективно-объективная
реальность – реальность субъективных и одновременно объективных систем
разного ранга – разного рода социумы, начиная с человека и заканчивая
Человечеством в целом, включая различные социальные институты.
Так, человек как духовная
личность (субъект) принадлежит субъективной реальности, как функционирующая
материальная система – объективной, как целостная система –
субъективно-объективной.
К субъективно-объективной
системе также относятся общество как носитель общественного сознания и общественного
бытия, а также отношения взаимодействия, одностороннего действия, «согласия» и
«разногласия» между объективной и субъективной реальностями и законы композиции
– условия, подчиняясь которым эти отношения реализуются. Эти отношения и эти
законы не принадлежат ни объективной ни субъективной реальности, но они
принадлежат – в виде признаков – области «пересечения» этих реальностей.
Таким образом, бытие – это
первая по сложности иерархо-неиерархическая система из трех
подсистем (реальностей). Первая – так как все мыслимые и немыслимые системы
являются ее подсистемами, иерархо-неиерархическая потому, что в ней реализованы
отношения как внутри объективной и субъективной реальностей, так и отношения
неиерархичности – между различными реальностями.
Постижение – процесс освоения,
познания и изменения существующей и создания новой реальности.
|