Эпистемология – теория
познания, гносеология. Термин эпистемология был введен шотландским философом
Ферье в 1854 году. Теория познания – раздел философии, изучающий
взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности,
отношение знания к действительности, возможности познания мира человеком,
критерии истинности и достоверности знания. Теория познания исследует сущности
познавательности отношения человека к миру, его исходные и всеобщие основания.
Являясь философским учением о познании, любая теория познания с неизбежностью
исходит определенного решения основного вопроса философии. Поэтому все варианты
теории познания прежде всего делятся не материалистические и идеалистические.
Хотя теория познания выступает как относительно самостоятельная часть
философии, теоретико-познавательные преставления всегда связаны с другими
философскими представлениями – о природе бытия, этическими и эстетическими
взглядами. В частности, даже те направления теории познания, которые сводят к
ней всю философию и отказывают в праве на существование какой-либо онтологии,
неявно исходят из определенных взглядов не природу бытия.
История теории познания, по
существу начинается с постановки вопроса о том, что такое знание (диалог «Тэ э
тэт» Платона), хотя сам термин теория познания появляется значительно позже. В
истории философии проблематика теории познания всегда играла существенную роль
и иногда даже занимала центральное место. Для ряда направлений буржуазной
философии характерно сведение философии к теории познания (кантианство,
махизм). Бурное развитие специально-научный методов исследования познания
(математический логика, семиотика, теория информации, психология и друг.), с
точки зрения некоторых позитивистов и неопозитивистски мыслящих людей ведет к
ликвидации теории познания как философской науки.
Диалектический материализм
же считает, что развитие специально-научных методов исследования не может в принципе
снять философскую проблематику теории познания. Наоборот, оно стимулирует ее,
ставя перед теорией познания новые проблемы, например, исследование
принципиальных возможностей автоматизации интеллектуального труда, и выявляя в
классических проблемах новые аспекты, например, отношение содержания и формы
мышления в связи с развитием методов логической формализации.
Диалектико-материалистический теория познания в своем развитии использует
данные современных специальных наук по познании, выступая в качестве их
философско-методологической основы.
Сенсуализм (сенсус – чувство,
ощущение) – учение в гносеологии, признающее ощущение единственным источником
знания. Если ощущения рассматриваются как отражение объективной реальности, то
последовательный сенсуализм при известных условиях приводит к материализму
(Гольбах, Гельвеций, Фейербах). Но если в ощущениях усматривается только
субъективное, за которым якобы ничего не существует или существует
непознаваемая «вещь в себе», то такой сенсуализм приводит субъективному
идеализму (Беркли, Юм, Кант, Мах, Авенариус, Богданов). Поэтому сам по себе
сенсуализм не является еще выражением материалистической линии в философии, и
его представители часто беспомощны в борьбе с идеализмом. Ощущения могут стать
необходимой стороной познания только при условии их органического единства с
другими сторонами познания – практикой и абстрактным мышлением.
Рационализм (рационалис – разумный).
Учение в теории познания, согласно которому всеобщность и необходимость –
логические признаки достоверного знания не могут быть выведены из опыта и его
обобщений, они могут быть почерпнуты только из самого ума либо из понятий,
присущих уму от рождения, либо из понятий существующих в виде задатков
предрасположенным умом. Рационализм возник как попытка объяснить логический
особенности истин математики и математического естествознания. Представители
рационализма 17 века – Декарт, Спиноза, Лейбниц, 18 века – Кант, Фихте,
Шеллинг, Гегель. В психологии рационализм на первый план выдвигает
интеллектуальные психологический функции, сводя, например, волю к разуму
(Спиноза), в этике – рациональные мотивы и принципы нравственной деятельности,
в эстетике – рациональный (интеллектуальный характер творчества. Во всех тих
случаях рационализм означает веру в разум, в очевидность разумного усмотрения,
в силу доказательности. В этом смысле рационализм противостоит иррационализму.
Иррационализм (иррационалис – неразумный)
– философское учение, настаивающее на ограниченности познавательный
возможностей разума, мышление и признающее основным родом познания интуицию,
чувство, инстинкт др. Иррационализм считает действительность хаотичной,
лишенной закономерности, подчиняющейся игре случая, слепой воле и т.д.
Иррационалистские учения, как правило, возникают в переломные эпохи развития
общества и выдвигаются обычно не в форме логически стройных систем, а в виде
разрозненных идей, настроений, сформулированный в афоризмах.
Иррационалистический мотивы четко проявлялись во фрейдизме. В целом
иррационализм как антинаучное направление является питательной почвой для
реакционных фашистских теорий, отвергавших научную мысль в угоду прорицанием
вождя, фюрера, голоса крови и расы.
Интуиция (интуэри – пристально
смотреть) - способность непосредственного постижения истины. Большое место
занимает интуиция в философии Спинозы, который считал ее третьим родом
познания, наиболее достоверным и важным познания, схватывающим сущность веще. В
своевременной философии и психологии интуиция рассматривается как мистическая
способность знания, несовместимая с логикой и жизненной практикой (интуитивизм
А.Бергсона). Диалектический материализм рассматривает интуицию как
непосредственное знание, как живое созерцание в его диалектической связи со
знанием опосредованным (по-знание) и отвергает всякие попытки толковать
интуицию как сверх разумную, мистическую познавательную способность
Абсолютная и относительная
истины –
категории диалектического материализма, характеризующие процесс развития
познания и раскрывающие соотношение между 1). Тем, что уже познано в дальнейшем
процессе развития науки, 2). Тем, что в составе нашего знания может быть
изменено, уточнено, опровергнуто в ходе дальнейшего развития науки, и тем, что
остается неопровержимым.
Абсолютная истина – 1)
полное, исчерпывающее знание о действительности, 2) тот элемент знаний, который
не может быть опровергнут в будущем. Каждая относительная истина означает шаг
вперед в познании абсолютной истины, содержит, если она научна, элементы,
крупицы абсолютной истины.
Учение об абсолютной и
относительной истине направление против метафизики, объявляющей каждую истину
вечной, неизменной, абсолютной и против различный идеалистических концепций
релятивизма, утверждающих, что всякая истина лишь относительная (релятивна),
что развитие науки свидетельствует лишь о смене следующих друг за другом
заблуждений и что поэтому нет и не может быть объективной истины.
Реальность – бытия вещей в
его сопоставлении с небытием, а также с другими возможными, вероятными и др.
формами бытия. В истории философии реальность отличали от действительности,
т.е. реальность большей частью трактовалась как бытие чего-либо существенного в
данной вещи, как бытие ее смой, а действительность понималась как наличие всего
существенного и несущественного в этой вещи. Реальность получает толкование либо
как понятие, тождественное объективной реальности, либо как совокупность всего
существующего.
|