Проблема социального в философии.
Рассматривая общество как
систему взаимодействий людей, можно выделить несколько подходов к пониманию
его основ. С одной стороны можно принять за основу духовные начала деятельности
и поведения людей (сознание, духовные потребности, духовные ценности и т.д.), с
другой – видеть эту основу в материальных потребностях и материальных условиях
общественной жизни.
Как бы там ни было, общество
– это прежде всего совместная жизнь многих людей, активно взаимодействующих
между собой. Они неизбежно вступают во взаимодействие друг с другом по поводу
удовлетворения их жизненно необходимых потребностей. В результате между ними
складываются определенные отношения, касающиеся средств и способов удовлетворения
их потребностей, исходя из существующих условий жизни. Со временем данные
отношения приобретают устойчивый характер и само общество предстает как
совокупность общественных отношений.
Эти отношения носят во
многом объективный характер, поскольку возникают на основе объективных
потребностей людей и объективных условий их существования. Они развиваются
вместе с развитием условий их жизни и деятельности. Разумеется, система
общественных отношений не обязательно жестко и однозначно определяет каждый шаг
поведения человека. Однако в конечном счете она прямо или косвенно
обусловливает основное содержание и направленность его деятельности и поведения.
Даже самая выдающаяся, творчески активная личность действует под влиянием
сложившихся общественных отношений, в том числе социально-классовых,
национальных, семейно-бытовых и других.
Таким образом, в качестве
системообразующих факторов существования и развития общества выступают
деятельность людей (социальных групп и отдельных личностей) и их общественные
отношения.
Все, что существует в
обществе (производство материальных и духовных ценностей, их потребление,
созидание необходимых условий жизни людей, равно как и их разрушение),
происходит в процессе соответствующей деятельности – созидательной или же
разрушительной. В этом смысле деятельность выступает как основа всего
социального и специфический способ его существования. При этом любая
деятельность опосредуется теми или иными общественными отношениями.
Деятельность людей и их общественные
отношения составляют основное содержание их общественного бытия как реального
процесса их общественной жизни. Речь идет об их производственной,
семейно-бытовой, политической, правовой, нравственной, эстетической,
религиозной и других видах деятельности и соответствующих им общественных
отношениях, а также о результатах этой деятельности, воплощенных в предметах
материальной культуры, социально-политическом строе общества, духовных
ценностях и т.д. Значение всех этих факторов определяется тем, насколько они
способствуют удовлетворению разнообразных потребностей людей, созданию условий
для их развития, проявления их творческих способностей.
Можно выделить объективную и
субъективную сторону общественного бытия. Объективная его сторона – это то,
что существует вне и независимо от сознания и воли людей. К ней относятся
условия природной среды, потребности людей в пище, тепле, жилище, продолжении
рода и т.д., которые они не могут отменить и которые заставляют их действовать
в определенном направлении. К объективной стороне общественного бытия относится
и то состояние материального производства, социальной структуры и политической
системы общества, которое каждое новое поколение людей застает уже сложившимся.
Для него это объективная данность, в условиях которой оно вынуждено начинать
свою общественную жизнь.
Субъективная сторона
общественного бытия людей – это их сознание и воля. Здесь, однако, надо сделать
одно пояснение. К сознанию и воле понятие «бытие» применимо только в том
смысле, что они есть, существуют. Они присутствуют в деятельности людей, в их
общественных отношениях и являются их наиболее существенными родовыми
признаками, отличающими их от животных. В то же время сознание людей, будучи
неотъемлемым атрибутом их общественной жизни, есть, скорее, не непосредственно
общественное бытие в его, так сказать, предметном существовании, а его
мысленное отражение – идеальная копия, выраженная в образах и представлениях
людей, их взглядах и теориях о явлениях и процессах общественной жизни.
Подходы к изучению общества.
1. Диалектическая
концепция изучения общества.
В основе данной концепции
лежит определение общества, состоящего из индивидов, которые находятся в
определенных связях и отношениях друг с другом. Общественные отношения – это то
специфическое, что отличает социальные образования от всех других систем
материального мира. Общество определяется как продукт взаимодействия людей и
определяется производительными силами и производственными отношениями. Главным
звеном производственных отношений являются отношения собственности на средства
производства и его продукты. Они определяют социальный характер и
направленность общественного производства. Смена или же преобразование
отношений собственности неизбежно влекут за собой смену и преобразование других
звеньев производственных отношений. Это ведет и к изменению социального
характера способа производства и, в конечном счете, к изменению облика всего
общества.
Вводится понятие общественно-экономической
формации как определенной научной характеристики общества на данном этапе
ее развития. ОЭФ это конкретно-исторический тип общества, взятых во всей его
целостности, функционирующий и развивающийся в соответствии с присущими ему
объективными законами. Каждая формация – целостная система, ее качественное
своеобразие зависит от совокупности материальных отношений, т.е. базиса. В
формацию входят производительные силы, которые вместе с производственными
отношениями и составляют материальную основу общества.
Понятно, что общественное
производство в самом широком его понимании (как не только материального, но и
духовного производства, производства всех форм общения между людьми и самого
человека) не тождественно всему обществу. Ведь в обществе осуществляются не
только производственная, но и другие виды деятельности, различного рода
общественные отношения (политические, нравственные, религиозные и другие), а
также многочисленные формы межличностного общения людей. Наконец, общество –
это определенный предметный мир материальной и духовной культуры. Все эти явления
занимают свое место в обществе как неком социальном организме – социуме и
играют свою роль в его функционировании и развитии.
2. Философско-антропологический
подход.
Данная концепция социального
развития ставит в центр изучения жизненный мир человека. При этом человек
выступает сначала как природное существо, которое, используя в процессе своего
эволюционного развития природные ресурсы, выстраивает свою вторую природу, т.е.
все искусственное, чтобы обеспечить себя, лучше адаптироваться к окружающей
среде и при этом развивать себя. Итак, человек выстраивает себе новую среду,
выступая как органическое существо, достраивает свое неорганическое тело, т.е.
усиливает свои ощущения, физический возможности через орудия и средства труда
во взаимодействии с природой. Надо отметить, что в отличие от животных человек
активно приспосабливается к природе.
Кроме этого каждый человек
по своему выстраивает свое отношение к культурному миру. Жизнь человека в мире
культуры выстраивается через отношения к этому миру: а) неприятие, отторжение,
б) обогащение себя в этом мире, в) обогащение этого мира собой, г) изменение
культуры мира.
3. Деятельностный подход
к изучению общества.
При данном подходе к
изучению общества как бы не остается человека с позиции философской антропологии,
которая занимается человеком в первую очередь как биологическим, и уже во
вторую очередь как социальным существом. Общество выступает только как
результат деятельности людей.
Деятельность как форма
движения вбирает в себя.
А) физические процессы,
связанные с преобразованием вещества и энергии
б) целенаправленную
адаптивную деятельность людей
В данном случае мышление
выступает как деятельность, определенная логическая фаза физических проявлений
человека.
В данной концепции четко
проводится отличие деятельности человека от деятельности животного: а) если
животное проявляет характер адаптивной деятельности, то человека –
активно-адаптивной, б) для человека характерен целесообразный, целенаправленный
характер деятельности, в соответствии с идеальным образом того, что он желает,
в) человека способен создавать не только идеал, имеющий место в реальности, но
и способен создавать идеал несуществующий (утопии), г) человек способен
символизировать свой опыт (описывать, теоретически выражать, формулировать и др.),
д) человек поступает разумно даже в нестандартной ситуации, где теряется
животное е) человек способен координировать свою деятельность.
4. Концепция гражданского
общества.
Говорить о гражданском
обществе можно лишь с момента появления гражданина, как самостоятельного,
сознающего себя как таковым, наделенного определенным сводом законов или
комплексом прав, и в тоже время несущим перед обществом индивидуальную
ответственность. Гражданское общество предполагает приоритет личности,
одинаковые условия для всех граждан, справедливость, в которой перед законом
все равны и где все оценивается в соответствии с законом. Гражданское общество
отождествляется в целом со сферой частных интересов, потребностей частных
индивидов.
|