Человек – субъект
исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное
существо (представитель homo sapiens), генетически связан с
другими формами жизни, выделившееся из них благодаря способности производить
орудия труда, обладающий членораздельной речью, мышлением и сознанием. Человек
будущего – это человек разумный и гуманный, пытливый и деятельностный, умеющий
одновременно наслаждаться красотой, это целостная, всесторонне развитая
личность, воплощающая в себе идеал подлинного единства сущностных сил человека,
его духовного и физического совершенства. И именно как личность с ее
неповторимым своеобразием, уникальностью индивидуального «Я» человек утверждает
себя как существо общественное, жизнь которого одухотворяется высокими
ценностями, ценностями, нравственным смыслом.
Личность – человеческий индивид в
аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных
видов социальной деятельности и общественных отношений.
Природную основу личности
образуют ее биологические особенности, все же определяющими факторами развития
(ее сущностным основанием) является не ее природные качества (например, тот или
иной тип высшей нервной деятельности), а качества социально-значимые – взгляды,
способности, потребности, интересы, моральные убеждения (мораль) и др.
Личность – это динамичная
относительно-устойчивая целостная система интеллектуальных,
социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в
индивидуальных особенностях сознания и деятельности. Личность представляет
собой динамическое единство общего (социально-типичного), особенного (классового,
национального и др.), и отдельного (индивидуального), В конкретно-исторических
обстоятельствах личность выступает как целостность, которая задана определенной
средой – социальной системой. Личность – это действительность индивида как
социального феномена и субъекта, реализующего себя в различных видах
социального общения и действия. Социальные качества личности проявляются в ее
действиях, поступках, в ее отношении к другим людям. Понятие личность
характеризует человека как активного субъекта социальных отношений. Вместе с
тем каждый человек – это не только субъект, но и объект деятельности,
совокупности функций, которые он выполняет в силу сложившегося разделения
труда, принадлежности к тому или иному классу или социальной группе с их
идеологией и психологией. Характер мировоззрения личности, формируемого
социальным окружением, воспитанием и самовоспитанием, является одним из
важнейших ее качеств, ее «стержнем».
В условия
«антагонистического разделения труда» происходит отчуждение труда и подчинение
личности «вещным» отношениям.
Индивид (лат – неделимый) единичный
представитель человеческого рода, отдельно взятый человек безотносительно к его
реальным антропологическим и социальным особенностям. Родившийся индивид
становится индивидуальностью по мере того, как перестает быть только «единицей»
человеческого рода и приобретает относительную самостоятельность своего бытия в
обществе, становится личностью. Индивид и общество находятся в диалектических
отношениях. Их нельзя противопоставлять друг другу, ибо индивид есть
общественное существо и всякое проявление его жизни является проявлением
общественной жизни. равным образом неправомерно отождествлять индивид и
общество, ибо каждый индивид, обладая обще родовыми признаками, может выступать
и как самобытная индивидуальность.
Индивидуальность – неповторимый, самобытный
способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной
деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека. Личность
социальна по своей сущности и индивидуальная по способу своего существования.
Индивидуальность выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь,
который по своему содержанию определяется социальными условиями, а по
происхождению, структуре, и форме носит индивидуальных характер. сущность индивидуальности
раскрывается в самобытности конкретного индивида, его способности быт самим
собой в рамках системы. Важная роль природных задатков, врожденных способностей
в развитии индивидуальности опосредована социальными факторами. Способ
существования индивидуальной жизни есть проявление родовой жизни человека.
Индивидуальность – это
единство уникальных и универсальных свойств человек, целостная система,
формирующаяся в процессе диалектического взаимодействия его качеств общих,
типических (общечеловеческих, природных, и социальных признаков), особенных
(конкретно-исторических, формационных) и единичных (неповторимых телесных и
духовно-психических характеристик).
Проблема биологического и социального.
Биологическое и социальное – понятия, характеризующие
качественную специфику и взаимодействие двух органически связанных уровней
развития материи, живой природы и ее внешней формы – жизнедеятельности
человеческого общества. Они конкретизируют и углубляют представления о природе
и обществе, но не совпадают с ними. Общими чертами биологического и социального
является активный характер отражения, способность воспроизведению себе
подобных, историзм, однако конкретное проявление этих черт в живой природе и
обществе существенно различаются. Основа этих различий – в характере
жизнедеятельности биологического и социального.
Биологическое главным
образом приспосабливается к изменяющимся условиям, а социальное целенаправленно
регулирует обмен веществ между собой и природой посредством труда. Изменяя
внешнюю природу, человек в то же время изменяет свою собственную природу.
Историческая основа такова, что в ходе взаимодействия биологического и
социального происходит постоянное обогащение, гармонизация, оптимизация их
отношений.
Социальные изменения,
достижения науки и техники в 20 веке выдвинули в число актуальных вопрос о
соотношении биологического и социального в человеке. Метафизически
ориентированные исследователи решают его, абсолютизируя крайности биологизма,
вульгарного социализма, возрождая позитивизм и эклектику.
Проблема смысла жизни человека.
Смысл жизни человека –
регулятивное понятие, присущее всякой развитой мировоззренческой системе,
которое оправдывает и истолковывает свойственные этой системе моральные нормы и
ценности, показывает, во имя чего необходима предписываемая ими деятельность. В
современных теориях смысл жизни людей по-прежнему усматривается в реализации
вне исторических задач, либо в достижении определенных потребительских задач,
стандартов, индивидуального благополучия, или же провозглашаются бессмысленность
и абсурдность любой деятельности ввиду отсутствия у нее какой-либо объективной
направленности. Распространены и теории, отрицающие возможность
научно-обоснованного и достоверного ответа на вопрос о смысле жизни.
Единство противоположностей
личного и общественного, вернее, их мера, изменяющаяся на разных стадиях и
этапах истории и в разных общественно-исторических формациях, и определяет
смысл человеческой жизни и ее ценность.
Подлинный смысл жизни,
«тайна бытия» человека заключены в содействии разрешению назревших задач
общественного развития, в созидательном труде, в ходе которого формируются
предпосылки для всестороннего развития личности. Лишь такая форма
жизнедеятельности человека обладает объективной целостностью и смыслом.
|